подготовлено специально для проекта мета-логия
ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ MESSENGER
Аида Сулайманова, выпускница курса Мета-логии "Разработка проектов обучения в формате blended learning", делится опытом проектирования удаленного обучения для крупной розничной сети.
Как корпоративный тренер я постоянно нахожусь в поиске новых форматов и полезных инструментов, повышающих эффективность обучения. В начале 2020 года, еще до начала пандемии, мы с коллегами решили опробовать мобильный формат обучения по методике компании YORD, которая подробно изложена в книге "Мобильный тренинг".

Первый тренинг в новом формате успели выпустить как раз к lockdown. В сетевом ритейле, где я работаю, в пандемию потребность обучения возросла. Благодаря мобильным тренингам удалось успешно обучить сотрудников как hard, так и soft skills по 12 темам, вовлечь в обучение участников самых отдаленных районов.
Аида Сулайманова
Тренер-методолог крупной розничной сети. Сертифицированный бизнес-тренер MMIBA, выпускница курса Мета-логии "Разработка проектов обучения в формате blended learning", финалистка Всероссийского конкурса методистов 2021
Мобильный тренинг
Что такое мобильный тренинг?
Это обучение посредством мобильного телефона. Участники получают учебный контент в виде смс сообщений от модератора чата.

Как выглядит мобильный тренинг?

Это тренинг по циклу Колба, запакованный в слайды и смс сообщения. Если в классическом тренинге участники собираются в классе или на онлайн платформе, то в мобильном – в чате WhatsApp или Telegram.


В чем преимущества мобильного тренинга?
Массовость и доступность
Можно охватить сотрудников удаленных офисов из разных городов и/или обучить большое количество сотрудников за короткое время. Главное условие – наличие телефона и интернет сети.
Экономичность
Нет необходимости выделять бюджет на организацию помещения и логистику. Сотрудники могут находиться в любом городе и обучаться на рабочих местах.
Эффективность
Обучение проходит на рабочих местах, практическая отработка навыков происходит в реальных условиях. Весь учебный материал сохраняется в телефоне участника.
Свобода и гибкость
Участники изучают материал и выполняют задания в своем темпе. При этом, тренер поддерживает обратную связь с участниками, мотивирует к обмену опытом и лайфхаками по теме обучения.
На что следует обратить внимание, если захотите повторить наш опыт?

Тщательно подбирайте рабочую группу разработчиков. За 20 слайдами смс-сообщений и 2 страницами сценария скрывается командная работа тренеров-методологов. Под командной я подразумеваю уровень доверия, конструктивную обратную связь, слаженность принятия решений, организованность и соблюдение дедлайнов.

Соблюдайте все этапы разработки.

  1. Утверждение ТЗ. На этом этапе определяем целевую аудиторию, цель и задачи тренинга. Решаем организационные вопросы: количество дней обучения, распределение задач на участников группы, сроки исполнения. Подбираем инструменты с помощью которых хотим повлиять на изменение поведения.
  2. Педагогический дизайн. На этом этапе облачаем весь учебный контент в красивую картинку. В мобильном тренинге важны форма и содержание: запоминающаяся визуализация, лаконичный и содержательный текст. Ну и помним про цикл Колба.
  3. Сценарий смс-сообщений также прописывается с указанием времени и очередности слайдов, которые отправляются в чат участникам. Общение в группе проходит в "живом" формате, поэтому тренеру-модератору следует обладать не только экспертизой в теме, но и навыком письменной коммуникации.
  4. "Бодрилки". Это лайфхак нашей рабочей группы, куда мы собирали вопросы участников по теме и ответы модератора. Этот документ от тренинга к тренингу пополняется и помогает тренеру быстро ответить участнику, когда иссякают свои варианты ответов. Также является хорошим подспорьем для нового модератора по теме.

Продумайте прозрачную систему оценки работы участников обучения. Мы пробовали разные варианты и остановились на простой системе подсчета: 1 балл за выполнение задания до 19:00, +1 балл за выполнение задания в течение 1 часа, + 1 балл за лайфхак по теме. Участники узнают о рейтинге активности в начале тренинга. Баллы подсчитываются ежедневно и тренинговый день завершается подведением итогов.

Будьте готовы проверять задания в режиме реального времени. Львиная доля времени модератора уходит на проверку заданий. Важно каждому участнику дать обратную связь и четко следить за сообщениями участников в чате. Ни одно сообщение участника не должно остаться без ответа. Это тонкая эмоциональная нить, которая связывает участника с тренером-модератором.

Тщательно подбирайте время обучения. Принимая во внимание, что обучение участники проходят на рабочих местах, важно заранее согласовать с руководителем оптимальное время учебной активности. Иначе рискуете провести обучение наедине с собой.
Сегодня мобильный тренинг мы предлагаем для массового обучения hard skills при сжатых сроках. Этот формат позволяет не только передать учебный материал, но и решить сложные задачи, с которыми участники не могут справиться на рабочих местах. В чате обязательно присутствует эксперт из бизнеса, который отвечает на вопросы участников "здесь и сейчас". Мобильный тренинг также является отличным инструментом посттренингового сопровождения, помогая участникам решать вопросы переноса знаний, полученных на обучении, в реальную жизнь. Возможно, применяя данный метод в своей компании, вы увидите другие преимущества и возможности.
Made on
Tilda